Школа с углубленным изучением
иностранных языков, функционирующая
в режиме полного дня

Неоновый город

Гувернантка для пятисот чад

            Папы и мамы в большинстве своем нынче страшно занятые. В 8 часов покидают семейное гнездо, в 19 возвращаются в него и тут же либо начинают артистично переживать стресс, требуя оставить их в покое, либо тупо погружают взор в телевизор, мыслями витая все там же, на работе. А тут чадо канючит, просит непонятно чего: то ли помочь с уроками, то ли поделиться впечатлениями… А что оно делает днем? Шлялось, наверное, по дворам. А ведь ещё еду ему на завтра приготовить…

            «Эх, были времена, - думает родитель, заставляя себя вылезти из кресла и плетясь на кухню, - кормлением, воспитанием, образованием занимались гувернантки, А тут пашешь, пашешь, а на собственных детей уже сил не остается».
Но ведь времена гувернанток вернулись. А одна из них холит и лелеет сразу пятьсот с лишнем чад, с утра до вечера пять дней в неделю.
Толковый словарь русского языка объясняет значение слова «гувернантка» как «воспитательница детей, приглашенная в семью, часто иностранка». Гувернантке принято было поручать воспитание подрастающего поколения: обучение детей языкам, азам науки, прилежанию и хорошим манерам.
            - Именно этим занимается наша школа, - говорит директор МОУ СОШ №55 города Липецка Татьяна Дмитриевна Тихонова. – Мы создали школу-гувернантку, где оставленные в 8 утра родителями дети пребывают под неустанным наблюдением преподавателей и воспитателей до 19 часов. Только, боюсь, у меня пальцев на руках не хватает, если я начну перечислять то, чему учат в нашей школе.
            - Давайте по порядку, - предложила Татьяна Дмитриевна, - обучение языкам. Первоклассник, приходя к нам, сразу начинает заниматься английским с углубленным изучением 3 часа в неделю. Во втором классе он уже занимается 4 часа. В пятом классе вводится второй язык по выбору школьника. С того же пятого класса преподаем право как отдельный учебный предмет. С восьмого класса преподается обязательный предмет экономика. В планах обучение восьмиклассников третьему языку, на выбор – итальянский, испанский, китайский… В девятом классе заканчивается так называемое предпофильное обучение. Десяти – одиннадцатиклассники переходят на практическое обучение языку и на социально-экономический профиль обучения – в их программе превалирует экономика, право, маркетинг. Подписаны договоры с Липецким филиалом Нижегородского лингвистического университета о совместной работе, а также с организациями, работающими с применением иностранных языков.
            - Идем дальше, - продолжает директор, - азы науки. Мы даем своим воспитанникам полное среднее школьное образование с углубленным изучением английского языка. Но как это делается? Поскольку дети находятся в стенах школы полный день, мы рассредоточили нагрузку, часть уроков перенеся на послеобеденное время. В результате у нас перемежаются занятия по предметам с занятиями в студиях, кружках, с участием в репетициях и спектаклях театра «Глобус», между прочим на английском языке, как у Шекспира. Уроки самоподготовки, работа со специалистами чередуются со спортивными занятиями. Кстати, такое распределение помогло высвободить не менее 8 часов в неделю для спортивных занятий. То есть каждый день у мальчишек и девчонок по две физкультуры. Стоит ли говорить о популярности этого предмета среди детей и о его пользе?
            - Кстати, - Тихонова заговорщицки улыбнулась, - есть среди уроков один, воспринимаемый Управлением образования и науки как надуманный. Называется он урок общения. На нем можно посидеть на обитом ковролином полу, а можно и прилечь. Можно помолчать, а можно весь урок проговорить – о себе, о друзьях, о моде, о кошках… А можно, - директор взглянула в окно и вздохнул, - весь урок смотреть и слушать осень… Это единственный урок, который не надо учить, но к которому надо быть готовым, чтобы научится контактировать с людьми, чтобы уметь рассказать о себе и выслушать другого.
            А знаете как дети проводят послеобеденное время? Такого нет ни в одной школе. Ребята переодеваются из школьной формы в будничную – у каждого своя кабиночка, там одежда, полочки по предметам для учебников и тетрадей, спортивная форма, лыжи… Ни замочков, ни засовов, при этом ничего не теряется и не пропадает. Потом прогулка, обед. После чего класс из 20 человек Делится на 2 группы. У первой, например, урок общения, у второй – английский. С английского на хореографию. А первые – на самоподготовку. С самоподготовки на кружок. В это время у тех, других, спортивный час. Все уроки по 35 минут. Система даёт возможность и двигаться в своё удовольствие, и учиться не уставая. Как говорил классик: «Смена занятий – тоже отдых». А ещё такая система обучения позволяет гибко подходить к внешкольным занятиям: уроки музыки, тренировки – всё согласовано по времени.
            - А теперь о несовпадении желаний и возможностей, - Тихонова вздохнула и развела руками. – Когда в городе поняли, что школа полного дня не игра слов, а продуманная система образования, мы стали каждый год стабильно набирать по 3 первых класса – к сожалению, больше, не можем, иначе система рухнет. Дело в том, что существует оптимальная для успешного воспитания численность учащихся в классе, в свою очередь, оптимальное количество классов соответствует определённому объёму школы. Превысим количество – потеряем качество. Так вот, самое парадоксальное то, что 80 процентов наших учеников из разных районов Липецка, в том числе Ссёлок, Грязей, Частой Дубравы, Сошек, Ленино, Кузьминских Отвержек… Такова реальность: родители проводят в городе только рабочие часы, сдавая в школу детей утром и забирая их вечером. Иногда даже в девятом часу. Разумеется, не потому, что им нет дела до своих отпрысков, просто так нынче складывается жизнь. Но и не мы придумали институт гувернерства. Все новое – хорошо забытое старое.
            - У нашего первоклассника, - продолжила руководительница школы, - с первых дней учёбы десять преподавателей и одна воспитательница. Количество школьников позволяет мне знать каждого ее воспитанника в лицо и по имени, более того, знать и его родителей, и условия, в которых он живет. Родители, в свою очередь, желают, чтобы их детям уделялось много внимания, чтобы его общение со страной знаний, с коллективом сверстников и преподавателей создавало ситуацию успеха, чтобы он получал качественное образование. Всё это есть в нашей школе: высококлассный специалист, занимающийся образованием, воспитанием и, главное, душой ребёнка, увернантка, незримо присутствует в этих стенах. Разумеется, я фигурально выражаюсь, но форма именно такая. Содержание может меняться, потому что педагогический коллектив в постоянном поиске, мы изучаем опыт других школ, создаём свои методики, и результаты налицо. Одними из первых стали победителями муниципального гранта и получили полмиллиона рублей от города. В этом году выиграли Президентский грант в миллион , теперь с помощью городских властей строим второй спортзал, даже не спортзал, а большой легкоатлетический манеж. Городской департамент образования нам здорово помогает.
            - А что же дети? – как бы спросила сама себя Татьяна Дмитриевна, прислушиваясь к шуму перемены за дверью Кабинета, и сама же ответила. – Дети любят школу, они находят кучу всяких дел, чтобы задержаться в ней подольше, ведь у нас, кроме всего прочего, ещё и уютно. Диванчики мягонькие среди живых цветов в зонах отдыха, ни один класс не похож на другой… Кстати, вот что я прочитала в одном старинном наставлении родителям при выборе гувернантки «…Важно, чтобы гувернантка разговаривала на хорошем литературном языке, чтобы ее манера поведения и образ мыслей вызывали уважение и были такими, какие вы хотели бы воспитать в своем ребенке.
            Но при этом сами старайтесь поступать так, чтобы подросток знал и верил, что вы не перестали любить его и не бросили на попечение чужого человека». Все верно, все так. Но только мы, 55-я школа, никогда не будем для наших ребят чужими.

Александр Алексеев




© 2010 Школа №55
Электронная почта: sc55@mail.ru
Телефон: 8 (4742) 35-52-02
Подробная контактная информация
Создано Bixels